ВРЕМЯ САНОЧКИ ВОЗИТЬ — ВСЕ О ПЕРЕВОЗКЕ ЯХТЫ. ТРАНСПОРТИРОВКА МОРЕМ. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ. НУЖНА ЛИ СТРАХОВКА. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЯХТЫ

Привычные акватории исхожены вдоль и поперек, и у вас возникает желание сменить обстановку, открыть для себя новые земли, реки и моря. Почему бы не отправиться туда своим ходом и не превратить перевозку судна в увлекательное путешествие? На практике не у всех хватает времени и нервов для осуществления подобного проекта, к тому же в случае неквалифицированной транспортировки вы рискуете повредить, а то и вовсе потерять яхту. Единственный выход— прибегнуть к услугам транспортной компании.

На чем перевозят лодки?
«Предварительное планирование — ключевой этап при любых перевозках».
Способ транспортировки зависит в первую очередь от габаритов яхты и требований, предъявляемых к срокам доставки. Быстрее всего можно перевезти лодку авиатранспортом, но к этому варианту судовладельцы прибегают крайне редко — слишком высоки издержки. По воздуху обычно переправляют гоночные и военные суда небольшого размера и скромного веса. Значительная часть дальних перевозок приходится на морской транспорт. Сухогрузы специального и общего назначения ежедневно транспортируют между странами и материками сотни лодок. Маленькие катера пересекают океан внутри стандартных контейнеров к срокам доставки. Быстрее всего можно перевезти лодку авиатранспортом, но к этому варианту судовладельцы прибегают крайне редко — слишком высоки издержки. По воздуху обычно переправляют гоночные и военные суда небольшого размера и скромного веса. Значительная часть дальних перевозок приходится на морской транспорт. Сухогрузы специального и общего назначения ежедневно транспортируют между странами и материками сотни лодок. Маленькие катера пересекают океан внутри стандартных контейнеров или на трейлерах вместе с автомобилями, а суда среднего размера доставляют в трюмах или на главной палубе. Пятидесятиметровые суперяхты путешествуют «верхом» на гигантских океанских сухогрузах. При транспортировке яхт учитывают определенные ограничения: судно не должно превышать по длине 50-60 м и весить не более 300 тонн. Для перевозки лодок весом более 100 тонн задействуют специальные суда с кранами повышенной грузоподъемности. Такие услуги, к примеру, оказывает компания BigLift Shipping. Мегаяхты, как правило, перегоняют «своим ходом», поскольку доставка на сухогрузе обойдется существенно дороже самостоятельного плавания.

Транспортировка морем экономически выгодна, но минусы данного способа — несоблюдение сроков и невозможность сервиса «от двери до двери». Если перед вами стоит задача доставить яхту вглубь материка, то придется прибегнуть к комбинированным, так называемым мультимодальным перевозкам с использованием наземного транспорта. Для российских яхтсменов комбинированные перевозки особенно актуальны и зачастую являются еднинственной возможностью транспортировки. Автомобильные яхтенные перевозки отличаются точным графиком, высокой скоростью доставки и умеренными ценами, однако и здесь есть свои нюансы: яхты длиннее 60 футов и тяжелее 40 тонн перемещать на прицепе практически нереально. Иногда обращаются к услугам относительно недорогого железнодорожного транспорта, но значительные ограничения по габаритам и проблемы с сохранностью груза отрицательно сказываются на популярности этого типа перевозок.

Как организовать транспортировку?
Итак, решение отправить яхту на новое место принято, все риски оценены, стоимость перевозки рассчитана. Очень важный этап при перемещении любого вида грузов — предварительная подготовка к транспортировке. Как хозяин судна, вы обязаны предоставить необходимые документы: копии договора купли-продажи яхты, регистрационные бумаги вроде выписки из регистра маломерных судов и квитанции об оплате налогов. Далее перевозчик оформляет фрахтовый сертификат или договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, который определяет ваши отношения с транспортной компанией. Нелишним бывает и оформление доверенности на перевозку, которая позволит перевозчику представлять ваши интересы в таможенных или иных органах. «Подготовить перевозку по наиболее популярным направлениям (Финляндия, Дания, Англия, Испания, Италия, Хорватия) можно очень быстро, — рассказывает Александр Морозов, директор российского представительства голландской компании Sevenstar Yacht Transport.— У специализированных перевозчиков есть все необходимое: кильблоки под конкретные модели яхт, стропы, упоры и т. д. Сообщение между этими странами весьма оживленное, и наверняка яхту привезут весьма скоро. Если требуется доставка в экзотические регионы, то срок несколько увеличится. Процедура подготовки документов и оформления страховки не занимает много времени при условии, что все бумаги на яхту в порядке». К слову, прежде чем подписывать контракт на перевозку, обязательно внимательно ознакомьтесь с его содержанием и задайте агенту интересующие вас вопросы.

Нужно ли страховать транспортировку?
«Подготовка документов не займет много времени, если все бумаги в порядке».
Обычная страховка корпуса покрывает только случаи, связанные с повреждениями при самостоятельном передвижении лодки по воде, поэтому вам придется приобрести отдельный полис на перевозимый груз. Страховкой пренебрегать не стоит, поскольку существует определенная вероятность повреждения яхты при транспортировке.
При определении страховой суммы и соответствующей стоимости полиса исходите из стоимости новой яхты со всем оборудованием и затрат на перевозку. Компания Peters & May — перевозчик с огромным опытом — советует страховать судно на сумму не меньше совокупной ценности и транспортных затрат плюс 10%. Иными словами, если ваша лодка со всем оборудованием стоит €500 ООО, а перевозка обойдется в €60 000, то минимальное покрытие должно составить €616 000 или более.

«Не стоит пренебрегать страховкой — в пути может случитсн все, что угодно».
Обсудите со своим страховым агентом маршрут и убедитесь в том, что текущая страховка продолжит действовать на новом месте. Не забудьте, что полис на морской груз не покрывает ущерб, нанесенный электронному оборудованию, скажем, VHF-рациям и стереосистемам. Если вы хотите застраховать любимую яхту от всех напастей, то страховщики наверняка заставят вас провести детальную экспертизу до и после путешествия для определения состояния лодки. Кстати, совсем не лишне застраховать и гражданскую ответственность по отношению к третьим лицам. Некоторые фирмы требуют обязательной экспертизы для всех яхт, но, например, компания Pantaenius, страхующая все перевозки Sevenstar, не настаивает на этой процедуре.

Таможня дает «добро»
Для неподготовленного человека прохождение таможни подобно прогулке по минному полю, но помощь по оформлению, как правило, уже включена в стоимость перевозки, и транспортная компания поможет вам в разрешении возникших проблем. Важно заранее подготовить все документы согласно требованиям властей. Большинство компаний имеет в штате специалистов по таможенным вопросам. Контролирующие органы особенно ревностно отслеживают наличие бумаг, подтверждающих права собственности. Довольно часто официальные лица интересуются сроками пребывания судна в стране. Несовершенные российские законы иногда вынуждают яхтсменов покидать страну своим ходом и грузиться на суда в Финляндии.

«Яхты под российским флагом нередко отправляются на лето к берегам Средиземного моря, и оптимальной стартовой точкой для них становятся финские порты Котка и Хамина, куда легко дойти из Санкт-Петербурга и Москвы своим ходом или перевезти лодку автомобильным транспортом,— продолжает Александр Морозов,— При необходимости можно доставлять или забирать яхты прямо из порта Санкт-Петербурга, но как владельцы, так и перевозчики идут на это с меньшей охотой из-за усложненных документальных и таможенных режимов».

В чем заключается техническая подготовка яхты к транспортировке?
После решения таможенных формальностей можно перейти к практической подготовке. Если транспортируется только что построенная яхта, обо всем позаботятся специалисты верфи. Когда речь идет о лодке, бывшей в употреблении, ответственность за надлежащие приготовления целиком лежит на хозяине судна. Запросите у производителя список необходимых технических мероприятий и будьте готовы к тому, что на этом этапе вам придется потрудиться. Учтите: основные споры со страховыми компаниями возникают именно из-за того, что владельцы пренебрегают рекомендациями верфей, и это приводит к повреждениям судна во время перевозки.

Уберите все личные вещи, снимите электронные системы, бытовую технику, подвижные элементы мебели. Все это лучше перевозить отдельно, чтобы не повредить по дороге. То, что остается на лодке, должно быть надежно принайтовано. Грузовое судно может попасть в шторм, поэтому задрайте все двери и люки, оставив ключи у себя или у встречающего яхту в конечной точке. В бортовых системах не должно быть воды, топливные баки следует опустошить. При перевозке на автоплатформе уберите радары и антенны. Для снижения веса судна, вероятно, придется снимать гребные винты и валы, а для уменьшения веса демонтировать флайбридж. Все снятые элементы необходимо аккуратно упаковать.

Вы можете упаковать судно в термоусадочную пленку или подобрать полноразмерный чехол. Как правило, упаковка в пленку выгодна для лодок длиной до 30 футов. В этом случае она будет стоить порядка €800. А яхте больших размеров понадобится временный чехол, который обойдется в €1200. Если лодка перевозится на судне, чехол следует одевать уже на палубе.

ПЕРЕЧЕНЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Антенны — опустить
Якорь — закрепить
Аккумуляторы — отключить
Трюмные воды — слить
Тенты — снять мягкий материал и надежно
закрепить остов
Шлюпка — сдуть и убрать в рундук или гараж
Бар — освободить (таможенные службы могут
возражать против алкоголя)
Электроника — по возможности убрать
Кранцы и канаты — убрать и закрепить
Флаги — убрать
Холодильник/морозилка — освободить
Топливо — оставить столько, чтобы хватило до
пристани Газовые баллоны — отсоединить
Люки и иллюминаторы — задраить
Накопительный танк — опорожнить
Импеллер — (например, лаговый импеллер) извлечь
и заткнуть отверстие
Ящики и рундуки — закрыть
Карантин — в Новой Зеландии и Австралии могут
понадобиться медицинские справки на въезд в
страну
Арка радара — демонтировать или опустить
Емкости с водой — опорожнить
Личные вещи — убрать
Яхта готова, что дальше?
Если вы прибываете к месту отправки по воде, вам укажут, где пришвартоваться. Далее лодкой займется мастер по погрузке, который будет руководить крановщиками, водолазами и другими специалистами. Водолазы заведут под днище яхты мягкие стропы, кран установит ее на кильблоки, члены команды позаботятся о крепежах и растяжках. На палубе грузового судна лодку закрепляют на кильблоках с помощью лебедок и уток. После того какяхта установлена и надежно зафиксирована, укладывают кранцы и верповальные тросы. «В случае погрузки на автоприцеп, пока яхта находится на кране, снимаются рули и винты, а затем происходит установка на регулируемые упоры, аналогичные кильблокам. — «Если судно не превышает в длину 60 футов, то проще и легче доставить его автомобильным транспортом. — поясняет директор компании Logex Артем Рожков. — Затем при необходимости осуществляется демонтаж верхних частей надстройки и заркепление лодки ремнями с таким расчетом, чтобы они не натерли борта при движении». Если во время погрузки вы столкнулись с какими-либо проблемами, незамедлительно сообщите об этом в транспортную компанию и сделайте соответствующие фотографии в качестве доказательства.Скорее всего, вам откажут в просьбе сопровождать яхту на борту сухогруза — такова политика судоходных компаний в отличие от автомобильных перевозчиков.

«Наиболее вероятно повредить лодку во время погрузо-разгрузочных работ или в случае плохого закрепления на кильблоках. Известны случаи, когда владельцы на могли узнать свои белоснежные яхты из-за черного налета копоти от выхлопов сухогруза,— поясняет Александр Морозов, — А преимущество специализированных компаний как раз заключается в том, что они учитывают подобные нюансы и обладают штатом обученных и квалифицированных сотрудников, что сводит вероятность коллизий к нулю. Конечно, вы можете найти предложения по перевозке на 10-20% дешевле и доверить свою яхту стоимостью полмиллиона евро команде старого коптящего сухогруза, но позаботьтесь тогда о страховом полисе от надежной и лояльной компании, поскольку известно, что скупой платит дважды».

Яхтсмен, который однажды перевозил свою лодку из Англии в Средиземное море, дал нам интересный практический совет: «Учитывайте преобладающие на маршруте ветра и размещайте лодку у того борта, который более безопасен во время шторма».

Что происходит в пункте доставки?
Перевозчик обязан обеспечить разгрузку, поддерживать связь с владельцем или капитаном, позаботиться о том, чтобы лодку аккуратно сняли с кильблоков и убрали чехлы, а также проверить судно на предмет повреждений и проследить за ходом экспертизы, как прописано в договоре. Если вы решите руководить всем сами, не забудьте забрать кильблоки и тенты из порта, поскольку за это можно получить штраф.

Каковы примерные расценки на перевозку?
Все зависит от конкретной ситуации, но ценоопределяющие факторы — это размер лодки и расстояние. Стоимость перевозки судов до 40 футов по морю рассчитывают исходя из габаритного объема судна с фиксированной ставкой за кубический метр занимаемой площади. Чем крупнее яхта, тем сложнее определяется стоимость транспортировки.

ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НАЗЕМНОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ
ЯХТЫ, €
Стоимость перевозки: 30-35 ф (спорт) 45-50 ф (спорт)
Москва — Сочи 3000 9000
Москва — Иркутск 7000 23000
Москва — Владивосток 13000 49000

Каким образом яхты из Европы попадают в центральные регионы России и на Дальний Восток?
Яхты для черноморских заказчиков обычно прибывают в Стамбул, откуда идут уже своим ходом или на автотранспорте — прямая доставка в российские порты стоит очень дорого. «Если необходимо доставить яхту из Европы на Дальний Восток, то морем это, как правило, происходит по южному пути через Индийский океан и японские или корейские порты, — говорит Александр Морозов». Известен экзотический случай, когда 80-футовую лодку на атомном ледоколе доставили в устье Енисея, откуда владелец своим ходом поднялся по реке до Красноярска. Такие варианты «влетают в копеечку». «Если судно не превышает в длину 60 футов, то проще и легче доставить его автомобильным транспортом. — объясняет Артем Рожков. — Буквально недавно мы успешно выполнили перевозку 46-футовой моторной яхты на автоприцепе по маршруту Москва-Владивосток при этом весь путь занял всего три недели». Если вы живете вдалеке от европейской части России, то разумно будет продумать все возможности транспортировки еще до покупки судна и выбрать «легко перевозимую» модель.

Какие ограничения действуют при перевозке яхты автотранспортом?
Основное требование на дорогах общего пользования — высота не должна превышать 5 м, иначе вам понадобится делать проект перевозки и детально выверять маршрут. В принципе ответственность за возможность транспортировки по согласованному маршруту лежит на государственных органах, выдавших разрешение на проектную перевозку.

«Бывали ситуации, когда Росавтодор не обладал полными сведениями по маршруту, и приходилось, например, объезжать узкие ворота на российско-казахстанской границе по полю, что требовало дополнительных согласований, — делится опытом Артем Рожков,— Приятно, что в случае накладок государственные органы охотно идут на диалог и помогают найти пути решения проблемы. Если вы понимаете, что новую лодку предстоит везти по суше на значительное расстояние, разумнее еще до ее приобретения получить ответ о возможности транспортировки. Вероятно, вам придется отказаться от 60-футовой яхты с флайбриджем в пользу 45-футовой спортивной лодки, зато у вас будут гарантии того, что судно в целости и сохранности прибудет к вашей пристани».

Насколько сложно получить разрешение на перевозку яхты по России?
«Сейчас с этим нет никаких проблем, и все происходит вполне цивилизованно. Единственное, процесс может несколько затянуться по срокам».